всеукраинский информационно-аналитический журнал, посвященный вопросам оптимизации логистических процессов
Новости О журнале Подписка Реклама Доска объявлений
Форум Контакты Партнеры
 

 
 
Свежий номер
Архив
Электронная версия
Справочник логиста

Письмо редактору
Фоторепортажи
Реклама на сайте


Тема для обсуждения

Авторам
Приглашаем к сотрудничеству





13 октября 2017
Выберите своего иностранного закупщика на UkrainianFoodExpo
Организационный комитет выставки UkrainianFoodExpo ведет переговоры по посещению выставки с дипломатами и закупщиками более чем 30 стран мира. На сегодня свое присутствие на выставке дополнительно подтвердили делегации из Турции, Китая, Индии, ЮАР, Нигерии, Азербайджана и Вьетнама. С производителями какого продовольствия едут встречаться на UkrainianFoodExpo закупщики этих стран?
Подробнее

13 октября 2017
Лидеры рынка e-commerce представили свои новинки и решения на выставке в рамках E-CONGRESS 2017
5 октября в НСК «Олимпийский» в рамках E-CONGRESS 2017 состоялась масштабная выставка, объединившая более 20 компаний, обслуживающих рынок электронной торговли.
Подробнее

6 октября 2017
Підсумки E-CONGRESS 2017: обмін досвідом, запуск нових продуктів і штучний інтелект в e-commerce
У четвер, 5 жовтня, в НСК «Олімпійський» відбулася одна з основних бізнес-подій в сфері електронної торгівлі України - E-CONGRESS 2017.
Подробнее
Номер журнала

Электронная версия
Заказать
№ 1, 2007
В поиске специалистов
Нанять грамотного логиста, желательно, за умеренную плату – мечта чуть ли не каждого предпринимателя, занимающегося перевозками, складированием, торговлей или другим бизнесом. Но мало ли разочарований уже было на этом поприще? Иной руководитель решается взять на работу опытного специалиста за несколько тысяч у.е. в месяц, но тут же начинает сомневаться, отработает ли тот свою зарплату. Кто-то делает ставку на выпускников вузов, оплата труда которых весьма умеренная. Но и здесь есть опасность: вскоре может оказаться, что вчерашние студенты рассматривают предприятие как полигон для продолжения обучения, подбрасывая фантастические идеи и сомнительные предложения.
Как найти золотую середину, особенно если приходится руководить предприятием со средним капиталом, т.е. довольно ограниченными ресурсами? Об этом наш разговор с заведующим кафедрой маркетинга и логистики Национального университета «Львовская политехника», доктором экономических наук, профессором Евгением Крикавским.
Управляем запасами
Любое предприятие, сталкивающееся с запасами, должно ими управлять. Утверждение кажется простым и очевидным. Но в действительности многие под управлением запасами понимают только их создание и размещение на складе. На самом же деле это – система мероприятий, целью которой является минимизация связанных с запасами издержек. Под таким обтекаемым определением подразумевается создание оптимального (с точки зрения минимизации издержек) ассортимента для закупки, а также анализ и мониторинг имеющихся запасов.
Рассмотрим эти пункты подробнее.
Создание оптимального плана закупок подразумевает получение ответов на вопросы: «Что купить?», «Сколько купить?», «Когда купить?». Иногда сюда добавляют и вопрос «У кого купить?», но на него нужно отвечать не в рамках управления запасами, а, скорее всего, в рамках маркетинга.
Итак, первый вопрос «Что?» Отвечая на него, следует иметь в виду, что при управлении запасами ассортимент не расширяется, но может сужаться. То есть вопрос можно перефразировать: «Что из того, что уже покупалось, купить еще?»
Кроме того, на практике отвечать приходится на два вопроса одновременно: и «Что?», и «Сколько?». Причем вопрос о количестве – наиболее важный, так как сроки зачастую обусловлены внешними факторами: условиями работы с поставщиком, таможенным законодательством, удобством доставки и т.д.
Критерии выбора аудитора
Оптимизировать логистику с тем, чтобы высвободить резервы для повышения конкурентоспособности – задача, актуальная для многих компаний. Вот только заметить изъяны в привычной картине бывает непросто. Зачастую нужен взгляд со стороны, т.е. помощь компании, имеющей опыт проведения логистического аудита. Таковые на украинском рынке пока в диковинку. Тем более высок для потенциальных клиентов риск ошибиться в выборе – нанять консультантов, не имеющих нужной квалификации. Чтобы избежать этого, нужно учитывать несколько важных моментов.
Прежде всего, необходимо понимать цель проведения аудита. Это, как правило, – выявление отклонений логистических процедур и операционных показателей от лучшей практики ведущих предприятий, ранжирование проблем и разработка концепции развития.
Фирму, способную выполнить эти задачи, лучше выбирать на основе конкурса (тендера). Открытого – разместив информацию в Интернете и периодических изданиях, либо закрытого – проведя предварительный отбор фирм и пригласив их к обсуждению проекта.
Критериями выбора в любом случае становятся:
- имеющийся у претендентов опыт реализации проектов аудита;
- рекомендации и положительные отклики об их работе;
- доверие, возникшее в результате ознакомления с конкретной фирмой.
Итак, что необходимо знать, если вы собираетесь воспользоваться услугами консалтинговых фирм в области логистического аудита?
Куда идешь, логистика?
Острый дефицит качественных складских помещений вкупе с растущими требованиями к организации товарных потоков пробудил, наконец, интерес инвесторов и вылился в десятки проектов складских комплексов, находящихся в данный момент на разных этапах реализации – от процедуры землеотвода до сдачи в эксплуатацию первой-второй очереди. Но повлечет ли это за собой значительное оживление рынка логистических, в частности, складских услуг? Оказывается, совсем не обязательно!
Многих из тех, кто планирует работать на логистическом рынке, на первых порах ждет разочарование,считает директор ЧП «Компьютерные технологии и системы» (Днепропетровск) Глеб Яценко. – Прежде всего, потому, что не все и не всегда этот рынок правильно понимают и оценивают. Было много шума по поводу дефицита складов – тут же нашлись желающие построить их и продать либо сдать в аренду. Но очень сомнительно, что именно такой бизнес окажется успешным.
Регионалы идут
Но не те, которые от политики, с синими флагами, а более достойные упоминания на страницах делового издания – региональные торговые сети. И идут они отнюдь не на митинги и демонстрации, а… в регионы.
В 2002 г. украинский ритейл вступил в новую стадию свого развития. Локальные операторы, действующие в пределах одного города либо области, переросли свои «мистечковые» штанишки, и началось активное освоение новых «ареалов обитания».
Сначала регионами заинтересовались столичные сети, имеющие украинскую прописку. Всего за два года такие имена, как «Сильпо», «Велика Кишеня» и «Фуршет», узнали жители практически всей страны. Для простых обывателей это открытие оказалось более чем приятно: ранее структура, сервис, да и формат большинства торговых точек в каждом регионе были однородны, а тут появилась возможность выбора.
Можно долго полемизировать и сравнивать уровень сервиса столичных «варягов» и местных торговцев, предлагаемый теми и другими ассортимент. У каждой из сторон будут свои доводы в пользу их магазинов и, как говорил известный политический деятель, «к консенсусу прийти вряд ли удастся». Но так ли уж это нужно? Главное, что войдя на региональные рынки, киевские компании заняли свою нишу и забрали у местных старожилов довольно большой кусок рыночного пирога.
Сколько стоит твой бизнес?
Ответ на этот вопрос иногда приходится давать не только себе, но и «компетентным органам». Например, банку, у которого собираешься взять кредит, инвестору или страховой компании.
Стоимость имущества может определить только сертифицированный профессиональный эксперт. Итог оценочной процедуры зависит от методологического подхода, т.е. от того, ЧТО и КАК будет оцениваться. Ведь одно дело – узнать, почем можно распродать недвижимость и оборудование, и совсем другое – облечь в цифры уникальную систему процессов и взаимосвязей, которая, собственно, и представляет собой БИЗНЕС.
Проще всего просчитать общую стоимость материальных активов: недвижимости, грузовиков, земельного участка, – всего, что числится на балансе предприятия. Здесь используется сравнительный подход, при котором стоимость определяется на основе рыночной цены такого же или аналогичного имущества. Вопрос лишь в том, что выяснить, почем продаются погрузчики той же модели, особого труда не составляет, а вот найти второй «такой же» склад практически нереально. Поэтому сложные объекты сравниваются по целому ряду параметров, начиная от местоположения и функциональных возможностей и заканчивая условиями продажи.
В отличие от материальных активов, бизнесы уникальны и сравнению или замещению не подлежат. К примеру, автотранспортное предприятие – это не набор грузовиков, а еще и система управления, налаженные связи с партнерами в Украине и за рубежом… В данном случае проводится оценка не просто автомобилей, гаражей, ремонтных мастерских и проч., а самого бизнеса – целостного имущественного комплекса, существующего на базе этих зданий и оборудования. Соответственно, стоимость предприятия, которое имеет удачный менеджмент и собственные ноу-хау, может в несколько раз превышать стоимость оборудования.
Особенности национального маркетинга
Множество семинаров, тренингов, конференций и т.п. о том, что может и должен делать маркетолог и какие ему для этого нужны полномочия и условия, наверное, приносят свои благие плоды. Но в общении с самыми различными предприятиями – кстати, не только средними и «чисто украинскими» – случаи встречаются просто анекдотические.
К примеру, на вопрос, с кем может пообщаться журналист, нередко приходится слышать: «Да бегает там где-то бездельник под названием маркетолог, пусть хоть от прессы отбивается». А спросив у руководителя отдела маркетинга крупной транспортной фирмы, кто является ее клиентами, однажды пришлось услышать: «Вы имеете в виду журналы?» О тех, кто покупает услуги предприятия и на кого, по идее, должна быть направлена вся его работа, молодой человек, как выяснилось в дальнейшей беседе, никогда не задумывался. Свою задачу он видел лишь в том, чтобы на выделенные деньги разместить как можно больше рекламы. Причем все равно, где. Потому и не приходится удивляться, что свои услуги перевозчики рекламируют в журналах для перевозчиков, банки – в изданиях для работников финансовых учреждений и т.п.
В мировой практике условно выделяют два типа маркетологов: одни занимаются собственно анализом рыночной ситуации и конъюнктуры, другие принимают управленческие решения, касающиеся того, какой товар (услугу), кому и как предлагать. Но на постсоветском пространстве можно выделить еще и третий тип – «номинальных» маркетологов, являющихся таковыми только на названию. Они либо перебирают бумажки и периодически пишут формальные отчеты для начальства, либо частично выполняют работу отдела рекламы (даже не PR!)
IТ для перевозок
Кушать большого слона маленькими кусочками – актуальная рекомендация для тех, кто задумался об оптимизации транспортных процессов с помощью современных информационных технологий. Чтобы такой ответственный и недешевый шаг, как автоматизация, не стал источником разочарований, необходимо тщательно проанализировать свои возможности и, прежде всего, реальные потребности.
Особой тесноты на рынке ПО для перевозок пока не наблюдается. Но возможность выбора у клиента есть – и с точки зрения функциональности систем, и в плане компаний-поставщиков. От точности и адекватности такого выбора зависит успех проекта автоматизации.
Цель автоматизации транспортных процессов определяется тем, какое место они занимают в общей структуре деятельности предприятия. Так, для дистрибьюторской компании приоритетами будут упорядочение взаимодействия со складом, ускорение подготовки пакета документов, оптимизация загрузки транспортных средств и маршрутизации. Для перевозчика важнейшую роль играет также возможность контроля автомобилей в пути, позволяющая повысить уровень дисциплины водителей, сократить затраты времени и ГСМ, обеспечить безопасность машин и грузов. Экспедиторская компания скорее будет заинтересована в оптимизации взаимодействия с контрагентами, переходе на электронную форму документооборота, оперативном уведомлении клиентов о статусе груза и, прежде всего, минимизации роли человеческого фактора.
В любом случае, поставщик ПО, которого не очень-то волнуют ожидания заказчика, едва ли сможет стать надежным деловым партнером. Ведь, как гласит народная мудрость, если вы не знаете, куда идете, не стоит удивляться, что попали не туда, куда хотелось бы.
Итак, что могут и чего не могут предложить современные системы автоматизации перевозок?
А воз и ныне там?
Итоги прошедшего года для транспортной отрасли в официальных отчетах выглядят неплохо – по крайней мере, как сообщает Минтранс, финансирование их госбюджета выполнено почти на 100%, принят закон «Об автомобильном транспорте», много сделано для повышения безопасности движения, развития железнодорожного и авиасообщения и т.п. Несколько иначе оценивают состояние рынка грузоперевозок его клиенты. А вот мнения перевозчиков разделились: кого-то 2006-й порадовал, кого-то – не очень.
Автомобильные перевозки.
Это, безусловно, самый «разношерстный» сегмент украинского транспортного рынка, потому и оценки его отличаются большим разнообразием. Правда, на состояние дорог, «пляски» цен на ГСМ и причуды отечественного законодательства взгляды в основном совпадают.
– Если говорить о рынке грузовых маршрутных перевозок, то в числе основных негативных моментов, оказавших влияние на состояние этого сегмента, можно назвать нестабильную ценовую политику на рынке ГСМ, – считает директор ООО «Ин-Тайм» Александр Троян. – Резко выросшие цены на топливо стали основной причиной пересмотра существующих тарифов, что отразилось на взаимоотношениях транспортных компаний с клиентами, поскольку для многих новые расценки оказались не очень приятным сюрпризом.
Круглый стол: Транспорт - чужой среди своих
Еще совсем недавно у большинства украинских бизнесменов слово «логистика» ассоциировалось только с перевозками. Сегодня такое «усеченное» понимание отходит в прошлое. Но физическая доставка товаров, тем не менее, остается важнейшей составляющей логистических процессов, а для многих – и огромной головной болью. Именно поэтому Круглый стол на тему: «Транспорт: свой, чужой, или..?» – второй из цикла, организованного редакцией ДиЛ совместно с компаниями «Стратегический партнер» и Conference House при поддержке «АсстраА Украина» – вызвал столь высокий интерес и спровоцировал весьма оживленную дискуссию.
В этот раз модератором Круглого стола стала руководитель проекта ДиЛ Татьяна Клименко, а экспертами – независимый консультант, экс-директор по логистике ООО «Европродукт» Виктор Пузанов и директор ООО «АсстрА Украина» Виктор Дробязко.
Аренда склада: правила юридической самообороны
Аренда складских помещений, как и любой другой коммерческой недвижимости, имеет некоторые особенности с точки зрения рисков для бизнеса арендатора. Чтобы устранить или хотя бы минимизировать эти риски, их необходимо правильно оценить. Поэтому еще до заключения договора аренды нужно выяснить ряд ключевых вопросов и провести целый комплекс мероприятий, которые позволят сделать договор реальным инструментом защиты прав арендатора.
Прежде, чем говорить об аренде, необходимо проверить пригодность помещения к эксплуатации и прогнозировать потребность в его капитальном ремонте. Для этого следует провести визуальный осмотр склада с привлечением инженерно-технических специалистов для получения ответов на следующие вопросы:
- нет ли в помещении трудноустранимых дефектов, таких как глубокие трещины в стенах, сырость и грибок, неисправность отопления или электропроводки, системы пожарной безопасности и т.д.;
- кто будет или может стать соседями, причем не только в самом здании под аренду, но и на общей территории для его обслуживания, подъезда транспорта, парковки, охраны и т.д.;
- отвечает ли складское помещение техническим требованиям в отношении хранения конкретного вида товаров;
- какой ремонт (текущий или капитальный, переоборудование) необходимо и целесообразно проводить после заключения договора аренды.
Только после такого осмотра и заключения специалистов арендатор может принимать решение о целесообразности заключения договора аренды конкретного помещения. Поэтому мы рекомендуем арендаторам, у которых нет соответствующих специалистов в штате, привлечь знакомых строителей и не пожалеть времени и сил на изучение несущих конструкций, подъездных путей, систем водоснабжения, канализации, энергоснабжения, а также согласовать с арендодателем все значимые вопросы, включая организацию охраны помещения и установку охранного оборудования. Кроме вопроса о том, подходит ли именно данный конкретный склад, такая неофициальная экспертиза позволит арендатору оценить объем своих дальнейших затрат и определиться с финансовыми условиями (ценой), сроками аренды и другими основными (существенными) условиями.
Как сделать хороший склад
Сегодня ситуацию на рынке складских услуг можно охарактеризовать как стабильно некачественную. В последние годы склады стихийно возникали на месте бывших овощных баз или пустующих промышленных цехов, которые просто хотелось чем-то занять. Основными показателями работы такого склада были цена и время на разгрузку/погрузку. Качественные складские услуги не предоставлялись, поскольку не было ни должного опыта у складских операторов, ни, собственно говоря, осознанной потребности в таком сервисе у их клиентов. В основном груз находился на паллетах, разгрузка и погрузка не представляла трудностей, и учет был достаточно прост.
Точно так же развивались события и с собственными складами, например, при производстве. Увеличение оборота предприятий наряду с неумением управлять запасами и отсутствием каких бы то ни было складских технологий диктовало наращивание складских площадей.
Но по мере развития бизнеса, уплотнения рынка сбыта и роста конкуренции любой товар, чтобы быть продаваемым, помимо приемлемых качества и цены, «потребовал добавки». И этой «добавкой» стал сервис. Многие компании теперь вынуждены отгружать продукцию клиентам не паллетами, а единицами. Причем товар должен быть тщательно подобран и столь же тщательно упакован. А некоторые клиенты требуют еще и особой маркировки. Имеют большое значение и сроки годности, а соответственно, и время комплектации и отгрузки и т.д
Заказать






Версия для печати  
На первую страницу  
Контактная информация  


 
Логин  
Пароль
Регистрация
Забыли пароль?
Вы не авторизированы,
пройдите авторизацию
Прицепы, кузова
Складское оборудование
Автоматизация
Логистический оператор
Экспресс-доставка
Консалтинг
Грузовые автомобили
CPTL GROUP
13 принципов работы таможенного брокера



Яндекс цитирования
Designed by
www.jstudio.com.ua