всеукраинский информационно-аналитический журнал, посвященный вопросам оптимизации логистических процессов
Новости О журнале Подписка Реклама Доска объявлений
Форум Контакты Партнеры
 

 
 
Свежий номер
Архив
Электронная версия
Справочник логиста

Письмо редактору
Фоторепортажи
Реклама на сайте


Тема для обсуждения

Авторам
Приглашаем к сотрудничеству





18 октября 2017
Первый год «Киевской логистической школы»
«Киевская логистическая школа» отметила свою первую годовщину. Самый трудный, самый интересный и, наверное, самый решающий год пройден достойно.
Подробнее

18 октября 2017
Ділова програма виставки «ТрансУкраїна»
Компанія «Прем'єр Експо» (ITE Group Plc, Великобританія) запрошує на 20 Міжнародну спеціалізовану виставку «ТрансУкраіна`2017», яка пройде з 25 по 27 жовтня 2017 року в Міжнародному виставковому центрі на Лівобережній.
Подробнее

13 октября 2017
Выберите своего иностранного закупщика на UkrainianFoodExpo
Организационный комитет выставки UkrainianFoodExpo ведет переговоры по посещению выставки с дипломатами и закупщиками более чем 30 стран мира. На сегодня свое присутствие на выставке дополнительно подтвердили делегации из Турции, Китая, Индии, ЮАР, Нигерии, Азербайджана и Вьетнама. С производителями какого продовольствия едут встречаться на UkrainianFoodExpo закупщики этих стран?
Подробнее
Номер журнала

Электронная версия
Заказать
№ 5, 2007

Портрет логиста: Александр МАКСИМОВСКИЙ
Это имя хорошо известно в кругу логистов постсоветского пространства. Александр Степанович был одним из первых, кто оценил преимущества системного подхода к бизнесу и отдал немало сил его формализации и популяризации. Повышение общего уровня знаний в логистике он и сегодня считает одной из важнейших задач. Но отнюдь не стремится уйти в «чистую теорию» - изо дня в день вместе с коллективом единомышленников разрабатывает и помогает внедрению конкретных, «живых» проектов современных высокотехнологичных складов.
Беседу с исполнительным директором компании Inter Bar Code Ltd. (Москва) Александром Максимовским мы начали с традиционного для данной серии интервью вопроса: «Когда Вы впервые услышали слово «логистика» и как развивалось ваше знакомство?

От хаоса - к управлению цепью поставок
Часть 1. Стратегия перемен
О важности логистики и ее правильного позиционирования в последние годы не говорил, наверное, только ленивый. Тем не менее, на многих предприятиях «воз и ныне там». Давайте рассмотрим более внимательно, какое положение занимает логистика в различных компаниях и к чему это приводит.
Как правило, в производственных бизнесах отдел логистики подчиняется непосредственно директору по производству (Схема 1) и обслуживает, прежде всего, потребности производственного подразделения. Работает оно в результате стабильно, вовремя выполняет заказы, а затраты на его организацию предсказуемы и, вероятно, оптимальны. Однако, внешние и внутренние клиенты наверняка не так оптимистичны. Особенно при изменениях спроса. А он, как известно, меняется постоянно, и не всегда это можно точно спрогнозировать. Естественно, возникают проблемы:
- спрос не всегда удовлетворяется своевременно;
- производство не имеет желания выполнять незапланированные заказы;
- запасы готовой продукции имеют тенденцию к росту;
- реверсивная логистика не работает либо затруднена в силу неготовности производства принять на переработку обратный поток товаров;
- об организации клиентского сервиса и речи нет.

Покупаем правильно!
В идеале, заявка на закупку чего бы то ни было должна поступить заблаговременно (чтобы осталось время для выполнения). А еще у нас не должна болеть голова о том, как «выбить» деньги на оплату заказа! Ответственность за то, чтобы эти деньги были зарезервированы, лежит не на снабженцах, а на инициаторе закупки. Он хочет - он должен это забюджетировать, чтобы, закупая, снабженец мог быть уверен, что оплата будет осуществлена точно в оговоренный срок (хотя, в принципе, платить в срок в украинском снабжении - моветон. Чем дольше не платишь - тем лучше. Но это уже другой разговор).
Скажете, это нереально? Еще как осуществимо, только надо кое-что изменить в отношениях внутри компании. И чем она меньше, тем легче это сделать. А все начинается с простого документа, который называется «Заявка на приобретение». И еще одного, который можно назвать «Приказ генерального директора об упорядочении закупок и контроле затрат». Причем обязательно впишите в эти страшные для всех и так любимые финансистами и директорами слова «контроль затрат». Впрочем, о подробностях приказа мы поговорим позже, а сейчас разберемся, что же должно быть в такой заявке и чем она отличается от служебной записки в отдел снабжения с просьбой о приобретении чего-то там.
В отличие от «служебки», в заявке на приобретение есть две очень важные вещи: клеточки, которые инициатор закупки должен обязательно заполнить, и подсказки, как их заполнять:
ЧТО - точное описание товара, марка;
СКОЛЬКО - количественная составляющая;
КАКОЙ - описание специфических характеристик;
ЧЕЙ - производитель товара;
ГДЕ - описание места применения;
КОГДА - на какую дату следует поставить;
КУДА - место доставки;
ЗАЧЕМ - описание потребности в товаре;
КОМУ - заказчик;
ЗА ЧЕЙ СЧЕТ - центр затрат или бюджетная статья, из которой закупка будет оплачена;
КТО - ответственный за центр затрат.
Пожалуй, самый важный из перечисленных разделов - ЗА ЧЕЙ СЧЕТ. Ведь хороший закупщик, дай ему задание, и черта купит и притащит из ада. Но хуже самого ада для него выбивание оплаты за то, что было срочно необходимо, а на него «денег нет»!
В документе может быть еще один важный вопрос: срочная поставка или нет? Он нужен, чтобы продвинуть заявку в первоочередные, проработать по сокращенному пути, возможно, по более высокой цене, без конкурентных торгов и т.д.

Анализ ассортимента по 100-балльной шкале
Что продавать (или производить, а потом продавать), чтобы зарабатывать много? Такой вопрос встает не сразу и не перед всеми - кое-кто до него просто не доживает. Для среднестатистической дистрибьюторской компании этапы развития, ведущие к этому вопросу, в общих чертах, таковы.
1. Ура, мы можем что-то продавать, зарабатывать, и даже зарегистрироваться! - Начало работы компании, трудности, эйфория от успехов, развитие, бурный рост.
2. Работаем уже год (или 2-3). Портфель неплохо наполнен, мы интересны торговым точкам, но надо бы что-то найти в эксклюзив. Начинаем посматривать по сторонам, как бы потеснить конкурентов.
3. У нас есть несколько серьезных брендов в национальном эксклюзиве, мы солидны и с трудом (наверное) досягаемы для конкурентов. Но вендоры, кажется, начинают управлять нами. Мы работаем много, популярны у торговых точек, обороты впечатляют, но денег почему-то зарабатывается мало.
И вот именно в это время стоит подумать о том, ЧТО мы продаем. Нет, бренды хорошие, но мы ведь не застрахованы от ошибок маркетологов производителей. А их стремление расширять товарную линейку не всегда оправдано и не всегда приносит деньги тем, кто вынужден продавать их ассортимент, будучи заложником контракта или положения о бонусах, которые хочется получить. Нужно брать все, что дают... Как договориться с поставщиками (уговорами или с позиции силы) - тема статьи о переговорах. Но прежде нужно определить «мусор», который должен стать предметом этих переговоров.

Логистический сервис в Украине глазами провайдеров и клиентов
Некоторые логистические операторы (ЛО) расширяют ассортимент необходимых, как они считают, услуг и весьма настойчиво предлагают их - «скопом». А многие потенциальные клиенты, не понимая своего «счастья», отказываются от «опта» и хотят взять что-то одно «на пробу». В ходе опроса представителей компаний, которые так или иначе сталкивались с ЛО, эта причина была названа среди основных, мешающих найти общий язык провайдерам и потребителям логистического сервиса. Кроме того, многие говорили о:
- слишком высоких ценах;
- низком качестве оказываемых услуг;
- невозможности контроля работы логистического подразделения, быстрого выявления и устранения ошибок;
- территориальной ограниченности сервиса (многие операторы работают пока только в крупных городах).
Нет вопросов с тем, кто нуждается сегодня в услугах логистических операторов, - это и небольшие, и средние, и крупные компании, особенно те, которые планируют расти и развиваться (даже если у них есть собственные логистические подразделения). Многие бизнесмены понимают, что им выгоднее сосредоточиться на профильной деятельности, отдав «сопутствующие» функции в руки профессионалов. Проблема сегодня в другом: может ли логистический оператор предложить именно то, что нужно клиенту и гарантировать при этом качественное обслуживание? Тем более - по адекватной цене.

Первый выпуск логистов
Первые дипломированные логисты появились в Украине в 2005 г. - 20 «птенцов» «Львовской политехники», которых набирали на IV курс. Остальные вузы учили логистов с I курса. Поэтому первый выпуск в Национальном авиационном университете и университете «Крок» состоится лишь в этом году, а в Харьковском экономическом университете и Донецком университете управления - в следующем.
Вообще студентов по специальности «логистика» готовят 10 учебных заведений: помимо перечисленных выше, Киевский Национальный транспортный университет, Харьковская академия городского хозяйства, Донецкий институт автомобильного транспорта, Запорожский национальный университет, Харьковский гуманитарный университет, проходит процедуру лицензирования Харьковский фармацевтический университет.
Каждый вуз отличается концепцией подготовки кадров и отраслевой направленностью. Одни готовят логистов для промышленных предприятий, другие - для транспорта и провайдеров логистических услуг, третьи больше внимания уделяют экономической составляющей логистики.
Спрос на специалистов по логистике можно рассматривать с разных точек зрения. Потенциальная потребность в них, безусловно, высока. Но если проанализировать существующие вакансии, то, как говорят специалисты, около 40% экономических и управленческих позиций связаны с логистикой или граничат с ней. Хотя напрямую логистов ищут все еще нечасто (по крайней мере, в правильной трактовке этой специальности). Т.е. реальный спрос пока ниже потенциального. Но практика показывает, что уже на третьем курсе все студенты работают.

Многоликий дистрибьютор
Организационно-финансовые аспекты продаж
Мы любим говорить о том, как быстро растет наш рынок и какие возможности в связи с этим открываются перед компаниями. Но не всегда помним, что параллельно с ростом идет взросление. И фирмы, которые, вырастая, не меняют свое «поведение» на рынке, имеют не очень хорошие шансы на выживание.
Первыми это почувствовали на себе дистрибьюторы, особенно в сегменте FMCG. Для них период «беззаботного детства» позади - пришло время, во-первых, адекватно оценить свою роль и место на рынке, а во-вторых, выбрать дальнейший путь. Кивать на то, что в переменчивой рыночной ситуации сложно выработать четкую стратегию развития, больше не получается: либо ты определяешься и идешь к намеченной цели, либо выходишь в тираж.
Если оставить лирику, то задача, стоящая перед дистрибьюторскими компаниями, заключается в том, чтобы повысить свои конкурентные возможности. А для этого их, очевидно, нужно четко определить. Что именно и кому предлагает дистрибьютор и можно ли это «что-то» сделать более привлекательным для клиентов?
Итак, для начала разберемся с «товаром» и «покупателями».

Аттестация персонала
как показатель зрелости компании
Когда численность персонала исчисляется десятками и сотнями, проведение его аттестации становится жизненно необходимым. Особенно в ключевом для дистрибьюторской компании отделе - торговом.  Конечно, само по себе это мероприятие  не является панацеей и безоговорочно выигрышным методом. Но как иначе можно сделать выводы о том, насколько профессиональна сбытовая команда и готова ли она к решению поставленных задач, как быстро прогрессирует, эффективны ли меры по повышению уровня ее мастерства и т.п.?
Главное, о чем нельзя забывать, - аттестация проводится для сотрудников всех уровней: не только торговых представителей (ТП), но и супервайзеров (СВ), и руководителей отделов. В противном случае невозможно будет сопоставить уровень развития подчиненных и их руководителей, понять, кто подталкивает команду вперед, а кто отстает. Соответствие же уровней подготовки создает здоровую конкуренцию и уважение сотрудников друг к другу.
Проводить аттестацию можно по вертикали вверх или вниз. Оба метода имеют свои преимущества и недостатки, и задача руководителя - сопоставить их в своем конкретном случае и выбрать более подходящий.
Сверху - вниз
Если начинать с руководителей, до поры можно держать проведение аттестации в секрете. Не для того, чтобы скрыть от ТП факт грядущей проверки - просто чтобы не дать им времени выработать «противоядие», ведь обмануть, как известно,  можно даже детектор лжи.
Итак, начинаем с выяснения уровня подготовки сотрудников высшего звена, от которых во многом зависит работа команды. Вполне возможно, что проверку на нижних ступенях иерархической лестницы придется отложить до тех пор, пока не будут устранены выявленные на этом этапе проблемы и недостатки. Если, например, обнаружится, что руководители филиалов слишком свободно трактуют политику центрального офиса и доносят ее подчиненным в искаженном виде, вряд ли имеет смысл проверять, каковы именно последствия этого руководства.
Т.е. метод «сверху - вниз» позволяет сразу ответить на вопрос, «не гниет ли рыба с головы», устранить «очаги гниения», и только потом приступать к проверке остального «тела».

По заданному маршруту
Начало нового тысячелетия ознаменовалось бурным развитием розничных сетей в регионах. Именно с этим явлением связывают расцвет рынка маршрутных перевозок. Их родоначальниками можно назвать компании «Автолюкс» и «Ночной экспресс».
От обычных маршрутные перевозки (МП) отличаются наличием графика доставки (что позволяет четко планировать отгрузки) и возможностью перевозить небольшие объемы, минимизируя транспортные расходы (благодаря консолидации грузов, дающей клиенту право платить только за тот объем, который занимает его товар). Эти положительные факторы сделали данный вид перевозок чрезвычайно привлекательным для дистрибьюторских и оптовых компаний, торговых фирм и производственных предприятий, которые таким образом обеспечивают ритмичность поставок в регионы.
Поначалу маршруты были проложены лишь в большие населенные пункты и места, где крупные предприятия уже развернули свою деятельность, «мелочь» же осталась за бортом. Со временем такой «мелочи» стало поменьше, но многие специализированные компании и сегодня отправляют машины в отдаленные населенные пункты раз в неделю. Да и то не во все. Это, понятно, не устраивает некоторых клиентов, и они начинают искать более сговорчивых «маршруточников». Не всем нравится и то, что за доставку вне расписания требуют двойной тариф. Да и выгодны «маршрутки» лишь в случае небольшой отправки, а если товара достаточно для загрузки автомобиля, намного дешевле обойдется нанять обычного перевозчика.
Предоставлять услуги такого рода берутся, как правило, логистические операторы, экспедиторские и транспортные компании, которые и собственный транспорт используют, и сторонние автомобили привлекают для обслуживания рейсов.

Хочу офис в центре Львова
Мало кто из львовских предпринимателей не мечтает расположить свой офис в центральной части города. Приезжие бизнесмены также в первую очередь устремляются именно сюда. Срабатывает стереотип, согласно которому офис на окраине - не лучшее решение. Наверное, это суждение справедливо. Но, учитывая уникальность архитектуры Львова, стоит задуматься.
Недвижимость, расположенную в центральной части Львова, можно разделить на две основные категории. Первая - внешний пояс центра, не входящий в состав историко-архитектурного заповедника. Застройка здесь очень плотная, но особых проблем с реконструкцией домов не возникает, иногда возможно даже новое строительство. Приобрести и содержать офис в этом микрорайоне, конечно, гораздо сложнее, чем в любом другом, построенном после Второй мировой войны. Однако эти трудности ни в какое сравнение не идут с теми, которые возникают внутри «золотых» 120 га историко-архитектурного комплекса. К тому же, в последнее время усилилось наступление местной власти на предпринимателей, использующих особо ценную недвижимость.

SmartStock.WMS - новое поколение
систем управление складом

Сегодня все больше компаний принимают решение о внедрении WMS для автоматизации управления складом. Причем выбирают системы, способные взять на себя выполнение максимального количества задач в автоматическом режиме, исключая ошибки, связанные с человеческим фактором. Прекрасный пример реализации полнофункциональной WMS - решение SmartStock.WMS для on-line безбумажного складского управления, предлагаемое украинской компанией ЕТС совместно с чешской Barco.
Система основана на уникальной идентификации каждой единицы товара и ячейки склада при помощи штрих-кодирования. Она управляет выполнением всех основных складских операций - приемкой, размещением, перемещением товаров, пополнением ячеек быстрого отбора, комплектацией заказов, их упаковкой и отгрузкой, циклической инвентаризацией, переупаковкой и т.д. SmartStock.WMS оптимизирует все эти операции путем их упрощения при одновременной максимизации эффективности.

Подводные камни складского проекта
Обсуждая вопросы, которые возникают при выстраивании внешней и складской логистики, создании новых складских комплексов либо реорганизации существующих, мы нередко упускаем из виду, что все процессы в складе не только тесно взаимосвязаны, но и имеют единую основу, так сказать, фундамент - сам по себе складской (логистический) комплекс как здание или группу сооружений. И именно в этом контексте многим приходится сталкиваться с еще более сложными проблемами, чем при выборе технологии или информационной системы. Давайте рассмотрим некоторые типичные ситуации.
Первая и весьма распространенная ситуация: компания хочет снять новый склад. Инвестор решил на этом заработать и предлагает в аренду складской комплекс класса А. Не секрет, что существующая классификация (во всех ее вариантах) довольно расплывчата. В основном она предназначена для продажи и сдачи в аренду логистических комплексов еще на этапе строительства, но просто транслирована с офисных помещений и слабо отражает именно логистические эксплуатационные характеристики. Поэтому сам по себе «класс А» - еще далеко не гарантия, что помещение будет соответствовать требованиям конкретного предприятия.
Очевидно, не стоит забывать, что инвестора, в общем-то, не интересуют проблемы будущего арендатора. Проявляется это, прежде всего, в том, что сроки сдачи объекта в эксплуатацию, как правило, указываются весьма расплывчато и нередко нарушаются из-за задержки строительных или инжиниринговых работ. И именно в этот момент могут обнаружиться нюансы, способные значительно повлиять на эксплуатационные характеристики помещений. Такие, например, как отсутствие грамотной финишной обработки полов, отстоящие на несколько сантиметров от корпуса склада регистры отопления, гидранты или системы пожаротушения и т.п. Частенько технологическая часть архитектурного проекта выглядит весьма бедно, и эти «мелочи» проявляются уже на заключительном этапе его реализации. А ведь они способны заметно изменить топологию складского пространства, и в результате задачи его планировки и оборудования арендатору придется практически решать заново.

Склад. Организация строительства
Статья 2. Прединвестиционная фаза

Традиционно в проекте выделяется прединвестиционная фаза, на которой создается и защищается бизнес-план и принимается решение о дальнейшем финансировании и реализации проекта. Однако реалии Украины таковы, что инвесторы не могут или не считают целесообразным вкладывать достаточно крупные, по меркам Украины, средства в такое планирование, предпочитая двигаться маленькими шагами. Чтобы соблюсти это ограничение, можно условно разделить проект разработки бизнес-плана по созданию склада на несколько частей, принимая решение о финансировании следующего этапа по результатам предыдущего. Практика показывает, что одним из наиболее эффективных является разбиение на следующие субпроекты:
маркетинговые исследования - изучение «внешней среды» будущего предприятия, которое позволит понять, чего можно ожидать от реализации проекта и каким образом будет достигаться успех, в том числе поиск ответов на вопросы: «Кому?», «Что?», «В каком объеме?»;
логистический проект, дающий в первом приближении ответы на вопросы: «Как это можно реализовать?», «Как это будет функционировать?» и «Сколько это может стоить?»;
и наконец, собственно сам инвестиционный бизнес-план, который объединяет все аспекты проекта, обеспечивая комплексность и единство взгляда.

Новые модели Linde
Как можно измерить инновационный потенциал компании? Одним из индикаторов является количество запатентованных изобретений. Концерн Linde Material Handling имеет около 600 зарегистрированных патентов в сфере разработки подъемно-транспортной техники и почти 900 патентов и заявок на их получение в разных странах. Концерн Linde постоянно разрабатывает новые модели погрузочной техники каждого типа. В обязательном порядке каждый год презентуется новая модель вилочного погрузчика с ДВС, электрического погрузчика, штабелера или электротележки, рич-трака и тяжелой техники.
В этом году компания «Лифтек» - официальный дистрибьютор концерна Linde, также представит на рынке Украины несколько новых моделей погрузочной техники.
Погрузчики Н14-Н20 серии 391 расширили диапазон грузоподъемности модельного ряда Linde 39Х, который является одной из самых удачных разработок Linde. Под этим названием объединены четыре серии дизельных и газовых погрузчиков. Они отвечают всем современным требованиям. Это многофункциональные, быстрые и малообслуживаемые машины. Расход топлива в них снижен на 12% на VDI цикле по сравнению с моделями предшествующей серии.
Погрузчики серии 391 спроектированы для интенсивной эксплуатации. Они прекрасно подходят для работы в транспортных компаниях, транспортировки строительных грузов, напитков, химических веществ, пластмассы.

В средней весовой категории
Как утверждают операторы рынка погрузочной и складской техники, самыми популярными среди многочисленного семейства погрузчиков являются машины грузоподъемностью 1,5-3 т - по данным статистики, во многих компаниях они составляют до 80-90% продаж. Объясняется это просто: в большинстве случаев паллета с грузом весит в пределах 1-2,5 т, и практически каждому предприятию необходимо соответствующее оборудование. Производители и продавцы, чутко реагируя на потребности клиентов, постоянно заботятся о расширении предложения машин именно в этой категории.
Несомненно, сегодня спектр применения погрузчиков не столь широк, как несколько десятилетий назад. Во многих случаях им на смену приходят специализированные машины, более эффективные и производительные в условиях современного склада.
- Техника всегда выбирается, исходя из задач, которые перед ней ставятся, - напоминает менеджер по продажам DIV/STILL Ukraine Александр Зайцев. - Погрузчики работают и в маленьких складах, и в огромных логистических центрах. В первом случае они обычно выполняют роль универсальной машины, а в большом комплексе со сложной системой -  исключительно ограниченный набор функций. Безусловно, по соотношению затраты/функциональность противовесный погрузчик остается наиболее универсальным, а следовательно, и самым продаваемым. К сожалению, любая универсальность скрывает в себе и ряд недостатков. Есть задачи, с которыми погрузчик просто не в состоянии справиться, - например, обработка груза на высоте 10 м при рабочем коридоре 2,600 м.

Временные склады на постоянной основе
Гостаможслужба Украины приказом № 417 от 18 мая 2007 г. утвердила Порядок ведения учета и предоставления таможенным органам отчетности относительно товаров и транспортных средств на складах временного хранения (правда, документ вступит в действие только через 90 дней после его подписания - в середине августа). Это было сделано, чтобы на практике реализовать в Украине международную Конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур.
Факт размещения и принятия на хранение товаров на СВХ должен подтвердить таможенник, поставив штамп «Под таможенным контролем» на товаротранспортных документах. В свою очередь, владелец СВХ обязан вести учет товаров в электронном журнале, в котором имеются обязательные для заполнения графы.
В частности, нужно указать номер и название документа, на основании которого товар был размещен на СВХ, дату размещения, реквизиты предприятия-получателя (отправителя): наименование, адрес местонахождения или проживания, идентификационный код. Кроме того, владелец склада должен указать код позиции товара согласно Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности (УКТВЭД), его наименование, вес (нетто), количество мест, фактурную стоимость, конечный срок хранения, а также номер штампа «Под таможенным контролем» должностного лица, которое присутствовало при размещении товаров на складе.

Заказать






Версия для печати  
На первую страницу  
Контактная информация  


 
Логин  
Пароль
Регистрация
Забыли пароль?
Вы не авторизированы,
пройдите авторизацию
Прицепы, кузова
Складское оборудование
Автоматизация
Логистический оператор
Экспресс-доставка
Консалтинг
Грузовые автомобили
CPTL GROUP
13 принципов работы таможенного брокера



Яндекс цитирования
Designed by
www.jstudio.com.ua