всеукраинский информационно-аналитический журнал, посвященный вопросам оптимизации логистических процессов
Новости О журнале Подписка Реклама Доска объявлений
Форум Контакты Партнеры
 

 
 
Свежий номер
Архив
Электронная версия
Справочник логиста

Письмо редактору
Фоторепортажи
Реклама на сайте


Тема для обсуждения

Авторам
Приглашаем к сотрудничеству




30 ноября 2017
Excellent Logistics Partner компании Huawei в Украине признана компания ZAMMLER
21 ноября состоялась Huawei Ukraine 2017 Supplier Conference, во время которой компания Huawei Украина назвала своих лучших партнеров. Обладателем статуса Excellent Logistics Partner стала компания «ЗАММЛЕР СКЛАД»
Подробнее

28 ноября 2017
AsstrA успешно дебютирует на выставке TransPoland 2017
В этом году международный транспортно-логистический холдинг AsstrA-Associated Traffic AG впервые принял участие в выставке TransPoland Translogistica.
Подробнее

28 ноября 2017
Якою буде Логістична стратегія України
17 листопада відбулась презентація Логістичної стратегії, розробленої для України за підтримки Світового Банку.
Подробнее
Номер журнала

Электронная версия
Заказать
№ 6, 2007

Теория и практика общения логистов
Репортаж со II Международного форума «Логистика в Украине-2007: ключевые критерии эффективности»
Открытия II Международного форума «Логистика в Украине-2007» многие ждали с нетерпением: созванивались, обсуждали программу, договаривались о встрече. Шумный успех прошлого года, очевидно, в немалой степени тому способствовал. Но он же высоко поднял планку требований и ожиданий. Причем задача им соответствовать лежала не только на организаторах - компаниях Conference House, «Стратегический партнер» и редакции ДиЛ, - но и на каждом из выступающих. И с ней, похоже, все прекрасно справились. Об этом свидетельствовали переполненный зал, оживленная публика, бурные дискуссии, которые из-за нехватки времени часто выплескиваются в холл, искренняя и дружелюбная атмосфера. Даже человеку непосвященному сразу становилось ясно, что более 200 человек, собравшихся на этот Форум, - единомышленники, которым такое открытое и заинтересованное общение необходимо, как воздух.
После приветствий и поздравлений, без которых не обходится ни одно официальное мероприятие, зал сразу перестроился на рабочий лад. Первый выступающий - старший менеджер и лидер практики по управлению цепочками поставок в СНГ компании Deloitte & Touche USC Алексей Марткович целиком завладел вниманием аудитории. Ведь тема, которую он раскрывал, актуальна для любого предприятия - «Как повысить эффективность и управляемость логистической функции компании».

Управление ассортиментом и запасами сети
Не секрет, что товарные запасы - основной ресурс торговой компании. От качества управления ими в немалой степени зависят финансовые показатели бизнеса. Но, как ни странно, во многих розничных сетях есть формализованные правила обслуживания клиентов и выкладки товаров, но нет четкой политики управления товарными ресурсами. Как результат - в одних магазинах наблюдается дефицит ходовых позиций ассортимента, а в других они накапливаются на складах. Очевидно, если навести порядок в этих вопросах, вовремя доставлять нужный товар в нужное место - туда, где он будет быстро реализован, а не ляжет «мертвым грузом», - можно значительно повысить эффективность управления активами. О том, как лучше организовать систему распределения товара внутри сети, мы как раз и поговорим.
Для начала следует весь ассортимент компании разделить на товарные группы - наборы позиций, имеющих сходные потребительские свойства. Тогда в дальнейшем можно будет работать и вести анализ внутри конкретной группы, что значительно облегчает задачу.
Представим, что товарная группа, которую мы выделили, состоит из 500 позиций. А магазинов в нашей сети - 50. Т.е. нам предстоит проанализировать 25000 значений складских запасов в ТТ. Сделать это «в ручном режиме» практически невозможно. Но проблему можно решить, если сгруппировать товары на основе взаимосвязей между ними, перевести все аналитические расчеты в формулы и автоматизировать вычисления.

Портрет логиста: Александр Таранишин
В кругу логистов этот человек в представлении, скорее всего, не нуждается - его публикации, выступления на профильных мероприятиях, а более всего - организованная им открытая интернет-площадка для профессионального общения www.logist.org.ua давно уже принесли ему заслуженную популярность. Многие из наших читателей знают его не только заочно, но и встречались лично. И у каждого об этих встречах остались самые лучшие впечатления. Столь необходимые логисту коммуникабельность, широта кругозора, обоснованность суждений удачно дополняются открытостью, доброжелательностью и великолепным чувством юмора. Казалось, с первой встречи он весь - как на ладони. И все-таки из очередной беседы с Александром Таранишиним мы узнали много нового. Начиная с первого, ставшего уже традиционным для данной серии интервью вопроса.
ДиЛ: - Когда и где Вы впервые услышали слово «логистика»?
- В середине 90-х в Америке. Но не от американцев. Я учился тогда на государственного управленца в университете штата Джорджия. И в нашем городе была школа снабжения Военно-морского флота США. Туда также приезжали учиться наши офицеры ВМС, и мы активно общались. От них я и услышал впервые о логистике как материальном обеспечении армии.

Требуются логисты
Спрос на логистов возник в Украине относительно недавно. Но уже сегодня эту специальность можно отнести к дефицитным, поскольку количество специалистов растет гораздо медленнее, чем число компаний, нуждающихся в их услугах. Казалось бы, для самих логистов это хорошо - можно найти работу по вкусу. Тем не менее, при попытке трудоустроиться они часто сталкиваются с проблемой неготовности менеджеров по персоналу правильно оценить квалификацию претендента.
Иногда уровень знаний и умений логиста пытаются определять даже с помощью общепсихологических тестов, которые, согласитесь, никак не отражают его профессиональную подготовку. В результате страдают все: кандидат, проходящий карусель собеседований, и компания, которая в итоге принимает не того специалиста, который ей нужен. Как избежать подобной ситуации? Существуют ли методологии оценки профессионализма логистов?

Логистика в Fashion-индустрии
Современный рынок торговли одеждой развивается быстрыми темпами. Не забывая, что «по одежке встречают», отечественный покупатель становится все более требовательным, меняя свои предпочтения несколько раз в сезон. Выходит, задача любого игрока в бизнесе по продаже одежды - раньше других угадать, чего захочется клиентам завтра? Бесспорно, обладать такой способностью предвидения было бы очень полезно. Но можно обойтись и без нее. Ведь главное - не угадать желание покупателей, а уметь его выполнить точно и в срок. А добиться этого можно с помощью логистики.
Рынок готовой одежды можно разделить на два крупных сегмента:

  • товары, предназначенные для широких масс (потоковый выпуск моделей);
  • эксклюзивные модели, относящиеся к категории fashion.
И если для первой категории подходят общие логистические методы управления товарными потоками, то вторая требует разработки специальных логистических концепций с учетом особенностей модной одежды как товара.

Презентация - больше, чем текст
Выпуская товар, производитель надеется на его благосклонную оценку потребителем. Он знает, что товар этот будет выгодно отличаться от других и привнесет на рынок то, ради чего покупатели раскроют кошельки. Однако прежде необходимо получить доступ на торговую полку, т.е. убедить в преимуществах продукта промежуточное звено - розницу.
Ритейлеры практически не занимаются поиском товаров, их задача - выбирать из богатства предложений. Причем к новинкам они зачастую относятся весьма скептически. Чтобы проложить продукту путь на торговую полку, важно грамотно описать его - подготовить торговую презентацию. Т.е. ответить на вопросы, «Что?», «Кому?», «За сколько?» и «На каких условиях?», учитывая сигналы рынка, пожелания продавца и предпочтения потребителя. Причем ответить так, чтобы менеджер по закупкам тут же воскликнул: «Конечно, беру!» Но их-то учат сдерживать свою благосклонность и в любом случае проявлять скепсис. Поэтому дистрибьютору, как правило, приходится преодолевать возражения, предлагать дополнительные условия, искать компромиссы.
В идеале, подготовка презентации должна начинаться еще на этапе разработки товара, когда отдел маркетинга оценивает ситуацию на рынке и анализирует потенциальный спрос. В это время определяются потребительские качества нового продукта (вес, размер, вкус, цвет, количество калорий и т.п.), положение его относительно конкурентов и выгодные отличительные свойства, а также необходимая рекламная поддержка (СМИ, биг-борды и промо-активность внутри самих супермаркетов). Эти характеристики и ложатся в основу будущих презентаций, цель которых - донести информацию о новинке до потенциальных продавцов или потребителей. Т.е. фактически презентация является инструментом продвижения, и в дальнейшем так или иначе презентовать продукт придется всем участникам цепочки.

Функциональность в квадрате
В 2005 г. агентство Seanews назвало ведущих разработчиков и поставщиков комплексных систем управления на российском рынке по количеству выполненных проектов (Табл. 1). К сожалению, в Украине подобные исследования не проводятся, и приходится обращаться за информацией к ближайшим соседям. Но считается, что наши бизнес-процессы очень схожи, так что выводы, сделанные по результатам этого исследования, смело можно транслировать на рынок нашей страны. А он был такой: 1С, стоимость лицензий которого почти в 50 раз меньше, чем у остальных вендоров, уже всерьез теснит мировые IТ-бренды.

Табл. 1 Результаты исследования Seanews
Вендор              2004 г.     2005 г.  
SAP                  40,60%     39,70%       -2,22% Спад популярности
Oracle               22,80%     21,70%       -4,82% Спад популярности
1C                     4,60%      9,70%       110,87% Рост популярности
Microsoft           10,90%      9,40%       -13,76% Спад популярности
«Галактика»        8,20%      6,10%       -25,61% Спад популярности

Впрочем, директор по продажам «Галактики» Андрей ФОМИЧЕВ с таким заключением (по крайней мере, в отношении своей компании) не согласен:
- Спада популярности мы не наблюдаем. Просто было некоторое уменьшение продаж весной 2006 г. в связи с выборами, а осенью мы наверстали упущенное.

Правильно или нет было проведено исследование (тем более, что оно относится к довольно давним временам), сказать трудно. Однако вопрос «Какое ПО необходимо сегодня дистрибьюторам?» по-прежнему остается открытым. Практически все компании так или иначе уже автоматизировали свою работу. В большинстве из них используется 1С для бухгалтерии или MS Excel для работы с клиентами. Достаточно ли этого? Возможно, кому-то и хватает - работают же как-то! Но для того, чтобы эффективно конкурировать и развиваться, нужно предлагать клиентам услуги соответствующего качества, а без специального программно-технического обеспечения это сделать непросто.

Опыт внедрения WMS
на РЦ Лианозовского молочного комбината («Вимм-Билль-Данн»)
Внедрение автоматизированной системы управления складом - дело нелегкое и небыстрое. Часто, к сожалению, получается так, что реальные сроки реализации и объемы финансирования проекта в несколько раз превышают заявленные изначально. Но и это не дает гарантии, что компания в итоге получит именно то, что ей нужно для успешной работы. Причем в неблагоприятном исходе, как правило, нельзя винить исключительно поставщика ПО - многое в процессе внедрения зависит и от покупателя. В частности, на этом акцентировал внимание, выступая на IX MMLF, Вадим ПРЯХИН, директор департамента логистики ОАО «Вимм-Билль-Данн» (Москва):
- Распределительный центр Лианозовского молочного комбината («Вимм-Билль-Данн») представляет собой довольно сложный современный складской комплекс. Строили его «с нуля», именно под свои потребности. О каждом этапе этого большого проекта можно рассказывать часами. Но сейчас речь пойдет только об одном «участке работ» - выборе и инсталляции Warehouse Management System. Несмотря на то, что заниматься этим вопросом компания начала параллельно со строительством склада, процесс оказался долгим и нелегким. Много было сделано ошибок, упущено важных моментов, к которым потом приходилось возвращаться, теряя драгоценное время и вкладывая лишние деньги. Хочется надеяться, что наш опыт пригодится другим компаниям, поможет им избежать многих типичных ошибок и заблуждений.

Товарные потоки в условиях глобализации
Можно ли бороться с надвигающейся глобализацией? Хватит ли сил у отечественного бизнеса, чтобы не только выстоять, но и сохранить темпы развития, когда на украинский рынок придут крупные западные компании? Эти вопросы, очевидно, волнуют многих предпринимателей, особенно тех, кто не может похвастаться многомиллионными оборотами. Ведь, на первый взгляд, только относительная закрытость украинского рынка позволяет им сегодня удерживать довольно высокие цены и получать прибыль.
Впрочем, стоит ли отчаиваться? В конце концов, мы имеем шанс испробовать все прелести глобальной экономики одними из последних. Опасаться вступать в ВТО после таких стран, как Вьетнам, вроде бы даже смешно. Риски, конечно же, будут. Но какие? И как их избежать? Прокомментировать некоторые нюансы, касающиеся готовности украинских предприятий к работе в условиях открытости рынка, а также опыт соседних стран, научившихся на равных конкурировать с «китами», согласится доктор экономических наук, профессор, академик Академии экономических наук Украины Евгений Крикавский.

«Водитель» звучит гордо?
От чего зависит качество перевозки? От репутации компании-провайдера услуги? Уровня технического совершенства транспортного средства? Стратегически и тактически грамотного менеджмента автопредприятия? Безусловно, и от этих факторов тоже. Но в первую очередь - от профессионализма непосредственного исполнителя. Именно мастерство водителя, прежде любых «продвинутых» управленческих идей и чудес технологии, является непременным условием своевременной доставки и сохранности груза.
Проблема № 1
- Как только водитель выезжает за ворота АТП, он становится практически независимым. Все существующие методы контроля относительны, - рассуждает председатель Наблюдательного совета компании «АвтоЛогистика» Павел ГАЙДАЙ. - При этом абсолютное большинство представителей этой профессии - люди свободолюбивые и самостоятельные. Иначе и быть не может, ведь суть их работы заключается в том, чтобы уметь принимать решения в процессе движения, общаться с представителями заказчика, контролировать погрузку и выгрузку, проходить таможенные процедуры, экспертизы и т.п. А для этого требуется не только самостоятельность, но и достаточный уровень подготовки.
Багаж знаний и навыков, необходимых настоящему профессионалу, довольно внушителен. Причем каждый пункт этого длинного списка имеет огромное значение.

Время - деньги
Сколько его понадобится, чтобы построить склад?

На одном из логистических форумов в Москве участник презентовал занимательную историю о том, как его компания строила склад. Приобрели участок, засаженный деревьями, а строили на болоте. Не потому, что заблудились на местности - скорее, потерялись в кабинетах чиновников, выдающих всевозможные разрешения и согласования. Сначала ценой больших усилий (и денег) получили «добро» на то, чтобы вырубить рощу. Потом, пока проводили экспертизы, готовили проект, оформляли техусловия и т.п., из-за нарушения кругооборота воды земля заболотилась, и пришлось начинать хождение по кругам ада заново.
Проявив недюжинную настойчивость и находчивость, компания все-таки получила вожделенный склад. Хотя и на пять лет позже, чем планировала. В принципе, тогда это не было жизненно важно, поскольку дело было до начала бума складского строительства. Но сегодня, согласитесь, такие сроки реализации складского проекта неприемлемы. Поэтому каждый старается сократить и по возможности запараллелить основные его этапы.

Склад. Организация строительства
Статья 3. Проектирование и согласование

Важнейшей частью проекта, забирающей на себя основную долю временных и финансовых ресурсов, является собственно строительство. В общем цикле работ оно выделяется тем, что попадает под достаточно жесткое государственное регулирование. Структура проекта, состав участников, виды работ и порядок их выполнения определяются многочисленными нормативными документами, а сами работы могут выполняться только организациями, имеющими соответствующие лицензии. Если рассмотреть структуру строительных работ, то она распадается на три части:
- проектирование - стадия, на которой разрабатывается и утверждается проектная (для согласования и утверждения) и рабочая документация;
- строительство - непосредственно выполнение строительных работ и сдача объекта в эксплуатацию;
- контроль - параллельная проектированию и строительству стадия, на которой осуществляется постоянный контроль всех работ со стороны заказчика, контролирующих органов и авторов проекта.
Сначала более подробно рассмотрим стадию проектирования, которая состоит из нескольких последовательных этапов: подготовки к проектированию; собственно разработки проекта, его согласования, экспертиз и утверждения.

Временный ввоз по-новому
Очередную мину замедленного действия подготовил украинский парламент для отечественных участников ВЭД. Пока еще царит затишье, инерция и надежда, что ситуацию поправит кто-то другой, не дают повода для серьезного беспокойства. Но подобная ситуация была и с принятием нового Таможенного кодекса: на этапе подготовки законопроекта у многих не доходили руки с ним ознакомиться, а когда документ вступил в силу, было уже поздно что-либо менять.
В настоящее время Верховной Радой Украины принят за основу проект Закона о внесении изменений в законодательные акты по вопросам налогообложения временно ввозимых товаров. Если он будет принят во втором чтении, то уже с 1 января 2008 г. нас ожидают большие перемены.
Во-первых, разрешение на временный ввоз на таможенную территорию Украины под обязательство об обратном вывозе товаров в связи с какой-либо коммерческой операцией, но ввоз которых сам по себе не является коммерческой сделкой, будет выдаваться только после соответствующего решения Кабинета министров.
Таким образом, чтобы ввезти, допустим, ранее экспортированное оборудование украинского происхождения для его диагностики, технического обследования или гарантийного обслуживания, независимо от его стоимости или гарантийных обязательств экспортера, необходимо, ни много, ни мало, беспокоить высший исполнительный орган государства. А с учетом того, что этому заполитизированному органу в период очередных выборов и передела власти в стране и так есть чем заняться, легко представить, каких сил и затрат будет стоить процедура получения необходимых разрешений.

Пройдемся по транзиту
Транзитные перевозки грузов, как, в общем-то, и экспортные с импортными при временном ввозе или вывозе, имеют свои особенности, в том числе таможенные, транспортно-экспедиторские и др. Но не всегда сотрудники таможни, несущие службу в пунктах пропуска через границу, понимают и применяют на практике требования отечественного законодательства и международных соглашений, к которым присоединилась Украина. В частности, речь идет об операциях с транзитными грузами, их обработке участниками транспортно-экспедиторской деятельности в рамках предоставления услуг.  По этому поводу Гостаможслужба дала соответствующее разъяснение.
В нем отмечается, что при транзите любым видом транспорта груз сопровождается товаротранспортной накладной, составленной на языке международного общения. Это может быть авиационная грузовая накладная (Air Waybill), международная автомобильная (CMR), УМВС (СМГС), ЦИМ (СІМ) или коносамент (Bill of Lading).
Транзит может осуществляться в прямом или смешанном (комбинированном) сообщении (ст. 4 Закона Украины «О транзите грузов»). В первом случае используется один вид транспорта. Во втором возможны перегрузка товаров с одного транспорта на другой, переработка, сортировка, упаковка, накопление, формирование или дробление партий, временное хранение и пр. Все эти операции осуществляются в зонах таможенного контроля исключительно по выбору грузовладельца (уполномоченного им лица). Причем закон не содержит ограничений относительно осуществления таких операций при «прямом» транзите грузов.

Заказать






Версия для печати  
На первую страницу  
Контактная информация  


 
Логин  
Пароль
Регистрация
Забыли пароль?
Вы не авторизированы,
пройдите авторизацию
Прицепы, кузова
Складское оборудование
Автоматизация
Логистический оператор
Экспресс-доставка
Консалтинг
Грузовые автомобили
CPTL GROUP
13 принципов работы таможенного брокера



Яндекс цитирования
Designed by
www.jstudio.com.ua