РЦ как инструмент оптимизации Валерий РАЗГУЛЯЕВ
В последние годы одной из самых популярных в украинском логистическом сообществе стала тема организации работы распределительных центров розничных сетей. Но не менее важна роль РЦ и в оптимизации товарных потоков дистрибьюторских компаний, особенно - имеющих сложную территориально распределенную структуру.Распределительный центр - это склад, с которого идут отгрузки на другие склады компании, а непосредственно торговля обычно не осуществляется. Впрочем, из этого правила бывают исключения, но в таком случае необходимо хотя бы виртуально разделять остатки распредцентра и торгового склада. Обычно же они разделены и физически из-за различий в минимальной отгрузочной упаковке, и тогда можно считать, что один из торговых складов компании просто находится по соседству с ее РЦ. По функционалу распредцентры близки к перевалочным базам: там и там, кроме хранения запасов и поставок на другие склады, выполняются переупаковка (в т.ч. разбиение крупных упаковок на более мелкие) и фасовка, стикерование (включая штрихкодирование), подготовка к таможенному оформлению и сертификация грузов. Но если на РЦ хранятся крупные текущие и страховые запасы для всех филиалов компании, то на перевалочной базе - только операционные запасы обрабатываемой поставки (по принципу «пришло - обработали - отправили»). Основными задачами оптимизации работы перевалочной базы являются: - высокая производительность обработки грузов, чтобы они не задерживались на базе и не занимали ее площади; - слаженность работы всех подразделений, чтобы движение информационного потока не задерживало движения грузов; - равномерная загруженность приемки и отгрузки для оптимизации затрат на соответствующие подразделения склада; - продуманная складская логистика, позволяющая избегать дополнительных внутренних перемещений грузов между приемкой и отправкой.
Для оптимизации же работы распределительного центра решения только этих задач недостаточно. Добавляется еще одна, самая сложная и важная - управление запасами. Как и в торговом складе, его цель состоит в том, чтобы максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы для обеспечения полноценной торговли. Но путь к достижению этой цели отличается точно так же, как сами склады, их задачи и условия работы (Табл. 1). Причем эти отличия касаются как расчета объемов запасов, так и определения потребности в закупках. Табл. 1 Различия в работе торгового склада и РЦ Фактор | Торговый склад | Распредцентр | Вариация клиентов | Большая: от штучных до паллетных и от разовых до постоянных | Все - постоянные и очень крупные (филиалы или магазины компании) | Количество клиентов | Много, причем количество нестабильное | Немного, причем количество стабильное | Операционная доступность клиентов | Обычно - дневная, иногда даже мгновенная (когда осуществляется самовывоз) | От нескольких дней до нескольких месяцев в зависимости от удаленности филиалов от РЦ | Объемы отгрузок | Отгрузки одного филиала (магазина) | Отгрузки всех филиалов (магазинов) компании | Кратность отгрузок | Определена правилами минимальной партии отгрузки в филиале - обычно единичная неделимая упаковка | Определена правилами отгрузок в РЦ - часто с округлением до короба, паллеты или даже контейнера | Регулярность отгрузок | Нерегулярные - определяются потребностью клиента | Регулярные - определены правилами отгрузок в распредцентре | Пики отгрузок | Острые | Сглаженные | Ассортимент | Только те позиции, которые продаются в данном филиале или магазине | Все позиции, поставка которых в филиалы (магазины) осуществляется через РЦ |
Одним из основных положительных последствий появления РЦ в компании является уменьшение страховых запасов. Это связано с тем, что пики спроса в филиалах (магазинах) при их суммировании сглаживаются. Происходит это по статистическому закону, который начинает действовать уже при наличии двух равнозначных филиалов или магазинов, а с ростом их числа эффект усиливается. При этом схема расчета страхового запаса для распределительного центра нисколько не сложнее, чем для обычного склада или магазина - он производится по стандартной схеме, принятой в компании, но продажи всех филиалов (магазинов) рассматриваются вместе. А затем на склад каждого филиала кладется часть рассчитанного запаса, достаточная для покрытия пиковых продаж на время до следующей поставки с РЦ...
... В крупных дистрибьюторских компаниях нередко выстраивается целая система распределительных центров: центральный обслуживает региональные, с которых ведутся отгрузки на городские, а уже оттуда осуществляются поставки в магазины. Такая топология поставок делает их наиболее гибкими и управляемыми, позволяя снижать страховые запасы на каждом звене цепочки. Кроме того, складские площади городского РЦ обычно обходятся компании гораздо дешевле торговых площадей магазинов, и разница этих затрат дает хорошую экономию на операционных издержках, что также немаловажно. Правда, схема расчетов при планировании поставок на центральный распредцентр в таком случае усложняется: нужно последовательно рассчитывать формулы пополнения запасов сначала для городских РЦ, затем - для региональных, и только в финале - уже для центрального...
*** Узнать о принципах управления запасами в РЦ и задать интересующие Вас вопросы можно на семинаре Валерия РАЗГУЛЯЕВА «Технологии управления запасами. Нормирование, прогнозирование, оптимизация», который состоится 8-9 декабря 2012 г. в Киеве Регистрация по тел. (044) 257-85-65
dl@ukrlogistica.com.ua
|